Советы учителя - дефектолога


Упражнения для щек и губ:


1) надувание обеих щек одновременно;
2) надувание щек попеременно;
3) втягивание щек в ротовую полость между зубами;
4) сосательные движения - сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение (челюсти сомкнуты);
5) оскал: губы сильно растягиваются в стороны, вверх-вниз обнажая оба ряда зубов;
6) "хоботок" с последующим оскалом при сжатых челюстях;
7) оскал с раскрыванием и закрыванием рта, смыканием губ;
8) вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях;
9) вытягивание губ узкой воронкой (имитация свиста);
10) втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием к зубам при широко раскрытых челюстях;
11) имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы);
12) вибрация губ;
13) движение губ хоботком влево-вправо;
14) вращательные движения губ хоботком;
15) сильное надувание щек (воздух губами удерживается в ротовой полости). 
  





Игры на развитие слухового восприятия

   Во время прогулки привлекать внимание ребенка к разным звукам окружающего мира: звуки  машины, самолета, вертолета, мотоцикла, звуки музыки, голоса разных животных, птиц,  завывание ветра, шуршание листьев, журчание воды, звонки, тиканье часов, гудение пылесоса.    
Это кто?
Цель: учить различать голоса птиц и животных.
Оборудование: аудиозапись голосов, например, мычание коровы, стук дятла, кукуканье кукушки,  лай собаки, мяуканье кошки, кваканье лягушки, картинки с подписями, игрушки.
Ход игры
Взрослый  показывает соответствующую игрушку или картинку (например, кошку) и спрашивает детей, как она мяукает (По возможности детям нужно показать живую кошку, дать возможность понаблюдать за ней, послушать звуки, которые она издает). После этого включается запись. Соответствующие игрушки или картинки на столе. Затем взрослый предлагает узнать, чей голос слышат. В случае ошибки не выключая записи, показывается соответствующую игрушка или картинка.
Начинать игру надо с 2-х отличительных  голосов. Затем количество звучаний увеличивается.
Что звучало?
Цель: вызвать интерес к звучащим игрушкам, учить извлекать их звучание.
Оборудование: барабан, бубен, свисток, гармошка, игрушки с разными звуками, картинки соответствующие игрушкам и музыкальным инструментам.
Ход игры.
   Взрослый достает из волшебного мешочка или красивой коробки разные игрушки и музыкальные инструменты. Вместе с ребенком  извлекают звук из каждого предмета. Затем взрослый просит показать картинки, соответствующие каждой игрушке и прослушать звучание. После этого взрослый прячет игрушки за ширму и извлекает звук. Ребенок должен показать соответствующую картинку и по возможности проговорить название.  Начинать игру надо с 2-х предметов, в последующем постепенно увеличивая количество звучащих игрушек.
Собака и щенок
Цель: учить различать на слух громкие и тихие звучания.
Оборудование: игрушки или картинки собака и щенок, таблички ГРОМКО и тихо.
Ход игры.
  Взрослы показывает ребенку игрушку и картинки собаки и щенка. (В последующем собак можно заменить на других животных: корову, кошку, свинью)  взрослый показывает собаку и имитирует голосом как лает собака, затем показывает щенка и лает как маленький щенок. При этом взрослый показывает карточку ГРОМКО или ТИХО, и проговаривает ее.


Огород
Цели: развитие навыка глобального чтения, расширение представлений об окружающем, развитие внимание, умения проговаривать слова приближенно
Оборудование: большая карта с изображением огорода (на каждой «грядке» нарисован пустой кружок, а под ним написано название овоща), маленькие картинки с изображением картофеля, моркови, свеклы, капусты, лука, огурца, помидора.
Ход игры
  Взрослый  показывает огород и просит ребенка  повторить: это огород. Это грядка.  На грядке растут овощи,  названия овощей и подложить соответствующие таблички. Затем взрослый раскладывает на грядки  таблички, картинки переворачиваются. Ребенок берет картинку,  проговаривает название овоща и находит соответствующую табличку и кладет картинку.
 Аналогично можно организуется и проводится игра «Сад»
Поле чудес
Цели: развитие навыка глобального чтения, расширение представлений об окружающем, развитие внимание, умения проговаривать слова приближенно
Оборудование: волчок со стрелкой, предметные картинки по числу детей (например, кофта, штаны, шуба, пальто, шапка, шарф), набор табличек с названиями предметов.
Ход игры                                                                                    
   На столе у каждого ребенка лежит набор предметных картинок. На столе стоит волчок, к которому прикреплена стрелочка. Вокруг волчка лежат 5-6 табличек с названиями предметов. Взрослый  говорит «Будем играть». Крути юлу. После остановки волчка взрослый  демонстрирует табличку, на которую указала стрелка, и прочитывает табличку вместе с ребенком. взрослый спрашивает:«Где такая картинка? Покажи». Ребенок выбирает картинку и проговаривает название. По необходимости взрослый исправляет ошибки и показывает правильный вариант ответа.  Затем табличку и картинку кладут вместе  на отдельном столике.

Игра может проводиться с использованием картинок и табличек по разным темам и количество увеличиваться.   


Комментариев нет:

Отправить комментарий